Разработки по работе с обучающимися
Для руководителей учебных групп

Разработчиками Программы признаются разные подходы к трактованию причин и мотивов суицидального поведения студентов.

Учитывая тот факт, что образовательная организация, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно преподавателей, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия образовательных организаций в сложных вопросах профилактики юношеской суицидальности.

В основу суицидального поведения студентов, разработчиками Программы закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, нарушение взаимоотношений с социальной средой.

Подразумевается, что большинство суицидальных действий не имеют конечной целью уход из жизни, не направлены на самоуничтожение, а являются попыткой восстановить нарушенные социальные связи с окружающими. Это, в первую очередь, относится к суицидальным действиям несовершеннолетних, чувствующих себя «чужими среди своих» и находящихся в ситуации жизненного тупика, переживающих острую психотравмирующую ситуацию (переживших несколько психотравмирующих ситуаций). Действия студентов-суицидентов направлены не против своей личности, а против окружения, против сложившейся ситуации.

Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить студентов видеть выход из психотравмирующих ситуаций, научить переживать сложные ситуации, научить помогать себе в психотравмирующих ситуациях, видеть другие (отличные от суицида) техники достижения цели (в том числе ухода от проблем).

Разработчики Программы принимают тот факт, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида и этот уровень связан с социальной интеграцией студента, особенно первокурсника, ведущим видом деятельности которого является общение, и принадлежность к группе выступает на первый план.

Разработчики Программы, проанализировав открытые достоверные, в т.ч. научные, источники при разработке мероприятий полагали, что детское самоубийство более вероятно тогда, когда студент испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно (например, причиной может стать изоляция в группе, изоляция в референтной группе, длительная дезадаптация в новом коллективе, особенно при отсутствии поддержки со стороны значимых людей).

Существенным, с позиции разработчиков, оказывается и семейное влияние.

Уважаемые руководители учебных групп!

Предлагаемые практикумы для студентов, направлены на решение вопросов профилактики суицидального поведения, на формирование практической компетентности студентов, ориентированы содержательно на студентов.

Предложенные разработки может использовать не только руководитель учебной группы, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по УВР (курирующий воспитательную работу).

Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику причин и ситуаций-катализаторов (провокаторов) суицидального поведения,  предоставление обучающимся краткой, соответствующей их возрасту информации по теме практикума и несколько тренинговых упражнений для развития  практических навыков. Практикумы содержат ответы на вопросы «ЧТО делать в ситуации, если…?».

Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовываться не специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом), который в большей мере занят вопросами помощи обучающимся группы риска (с уже сформировавшейся проблемой), а  руководителем учебной группы, участником системы общей профилактики, в качестве воспитательного мероприятия без упоминания, прямого вербального указания на то, что цель воспитательного мероприятия (практикума) – профилактика суицида.

Цель практикумов для студентов:

Развитие навыков правильного (эффективного) поведения в ситуациях, которые могут стать катализаторами (провокаторами) саморазрушающего поведения у обучающихся.

Обучающий информационный материал и тренировочные задания

 

Практикумы для студентов

 

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как быть, если оказался  в ситуации конфликта с педагогом..."

смотреть разработку

 

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

" Как быть в ситуации конфликта с одногруппниками..."

смотреть разработку

 

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Как быть, если одногруппники оскорбляют, унижают, бойкотируют..."

смотреть разработку

 

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Влюбился безответно. Как это пережить..."

смотреть разработку

 

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь)

"Что делать, если нарушил закон и боишься наказания..."

смотреть разработку

 

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - январь)

"Как пережить экзамены..."

смотреть разработку

 

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как пережить ситуацию позора..."

 

смотреть разработку

 

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как быть, когда ничего в жизни не удается..."

смотреть разработку

 

Практикум №9 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Серьезные проблемы со здоровьем. Как быть..."

смотреть разработку

 

Практикум №10 (рекомендованный период проведения - март)

"Как пережить невосполнимую утрату..."

смотреть разработку

 

Практикум №11 (рекомендованный период проведения - апрель)

"Как быть, когда жизнь не мила..."

 

смотреть разработку

Уважаемые коллеги, участники программы!

Цель внедрения Программы - систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников.

Обращаем Ваше внимание: что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы,  предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены.

`


/---Бегущая строка---/
0%