База практических разработок для проведения обучающих практикумов с родителями в целях предотвращения ситуаций, провоцирующих суицидальное поведение детей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для классных руководителей Разработчиками Программы признаются разные подходы к трактованию причин и мотивов суицидального поведения несовершеннолетних. Учитывая тот факт, что ШКОЛА, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно педагогов, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия образовательной организации в сложных вопросах профилактики детской суицидальности. В основу суицидального поведения детей разработчиками Программы закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, нарушение взаимоотношений с социальной средой. Подразумевается, что большинство суицидальных действий не имеют конечной целью уход из жизни, не направлены на самоуничтожение, а являются попыткой восстановить нарушенные социальные связи с окружающими. Это, в первую очередь, относится к суицидальным действиям несовершеннолетних, чувствующих себя «чужими среди своих» и находящихся в ситуации жизненного тупика, переживающих острую психотравмирующую ситуацию (переживших несколько психотравмирующих ситуаций). Действия детей-суицидентов направлены не против своей личности, а против окружения, против сложившейся ситуации. Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить родителей детей видеть выход из психотравмирующих ситуаций, научить детей переживать сложные ситуации, научить помогать детям в психотравмирующих ситуациях, видеть другие (отличные от суицида) техники достижения цели, в том числе ухода от проблем. Разработчики программы принимают тот факт, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида и этот уровень связан с социальной интеграцией ребенка, особенно подростка, одним из основных видов деятельности которого является общение, и принадлежность к группе выступает на первый план. Разработчики Программы, проанализировав открытые, достоверные, в т.ч. научные источники при разработке мероприятий,Ю полагали, что детское самоубийство более вероятно тогда, когда ребенок испытывает недостаток социальных отношений, особенно когда такая проблема встает перед ним внезапно, например, причиной может стать изоляция в группе, изоляция в референтной группе, длительная дезадаптация в новом коллективе, особенно при отсутствии поддержки со стороны значимых людей. Существенным, с позиции разработчиков, оказывается и семейное влияние. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемые классные руководители! Предлагаемые мероприятия с участием родителей, направлены на решение вопросов профилактики суицидального поведения, на формирование практической компетентности родителей, ориентированы содержательно на родителей детей. Предложенные разработки может использовать не только классный руководитель, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе. Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику, предоставление родителям обучающихся краткой, соответствующей возрасту детей информации по теме практикума и несколько упражнений для развития практических навыков общения с собственными детьми. Практикумы содержат ответы на вопросы :«ЧТО делать?» и «КАК делать?». Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовывать не специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), которые в большей мере заняты вопросами помощи обучающимся "группы риска" (с уже сформировавшейся проблемой), а классные руководители, участники системы общей профилактики, взаимодействующие с детьми и семьей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБУЧАЮЩИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Достоинства предлагаемых практикумов при использовании классными руководителями в работе:
Цель практикумов для родителей: формирование у родителей элементарных компетенций (знаний, практических навыков) для правильного поведения и реагирования на сложные ситуации, способные спровоцировать детский суицид, для устранения причин, провоцирующих саморазрушающее поведение у детей, причин, способствующих проявлениям суицидальных намерений, суицидального поведения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикумы для родителей детей младшего школьного возраста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикумы для родителей детей – подростков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикумы для родителей обучающихся старшего школьного возраста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемые коллеги, участники программы! Цель внедрения Программы – систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников. Обращаем Ваше внимание,что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы, предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||