База практических разработок для проведения обучающих практикумов с родителями в целях предотвращения ситуаций, провоцирующих суицидальное поведение детей

 

Для классных руководителей

Разработчиками Программы признаются разные подходы к трактованию причин и мотивов суицидального поведения несовершеннолетних.

Учитывая тот факт, что ШКОЛА, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно педагогов, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия образовательной организации в сложных вопросах профилактики детской суицидальности.

В основу суицидального поведения детей разработчиками Программы закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, нарушение взаимоотношений с социальной средой.

Подразумевается, что большинство суицидальных действий не имеют конечной целью уход из жизни, не направлены на самоуничтожение, а являются попыткой восстановить нарушенные социальные связи с окружающими. Это, в первую очередь, относится к суицидальным действиям несовершеннолетних, чувствующих себя «чужими среди своих» и находящихся в ситуации жизненного тупика, переживающих острую психотравмирующую ситуацию (переживших несколько психотравмирующих ситуаций). Действия детей-суицидентов направлены не против своей личности, а против окружения, против сложившейся ситуации.

Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить родителей детей видеть выход из психотравмирующих ситуаций, научить детей переживать сложные ситуации, научить помогать детям в психотравмирующих ситуациях, видеть другие (отличные от суицида) техники достижения цели (в том числе ухода от проблем).

Разработчики программы принимают тот факт, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида и этот уровень связан с социальной интеграцией ребенка, особенно подростка, одним из основных видов деятельности которого является общение, и принадлежность к группе выступает на первый план.

Разработчики Программы, проанализировав открытые, достоверные, в т.ч. научные, источники при разработке мероприятий полагали, что детское самоубийство более вероятно тогда, когда ребенок испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно (например, причиной может стать изоляция в группе, изоляция в референтной группе, длительная дезадаптация в новом коллективе, особенно при отсутствии поддержки со стороны значимых людей).

Существенным, с позиции разработчиков, оказывается и семейное влияние.

Уважаемые классные руководители!

Предлагаемые мероприятия с участием родителей, направлены на решение вопросов профилактики суицидального поведения, на формирование практической компетентности родителей, ориентированы содержательно на родителей детей.

Предложенные разработки может использовать не только классный руководитель, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе.

Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику, предоставление родителям обучающихся краткой, соответствующей возрасту детей информации по теме практикума и несколько упражнений для развития практических навыков общения с собственными детьми. Практикумы содержат ответы на вопросы «ЧТО делать?» и «КАК делать?».

Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовывать не специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), которые в большей мере заняты вопросами помощи обучающимся группы риска (с уже сформировавшейся проблемой), а классные руководители, участники системы общей профилактики, взаимодействующие с детьми и семьей.

 

ОБУЧАЮЩИЙ  ИНФОРМАЦИОННЫЙ  МАТЕРИАЛ  И  ТРЕНИРОВОЧНЫЕ  ЗАДАНИЯ

Достоинства предлагаемых практикумов при использовании классными руководителями в работе:  

  • возможность формирования у детей навыков и приемов, способствующих самосохранению и эффективному поведению в сложных ситуациях, в т.ч. с угрозой возникновения суицидальных намерений;
  • возможность формировать учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  • возможность создать условия для своевременной коррекции выявленных психологических проблем посредством компетентностного подхода.

Цель практикумов для родителей:

формирование у родителей элементарных компетенций (знаний, практических навыков) для правильного поведения и реагирования на сложные ситуации, способные спровоцировать детский суицид, для устранения причин, провоцирующих саморазрушающее поведение у детей, причин, способствующих проявлениям суицидальных намерений, суицидального поведения.

 
Практикумы для родителей детей младшего школьного возраста

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если у него конфликт с педагогами..."

 

смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если у него конфликт со сверстниками..."

 

смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он переживает травлю со стороны сверстников в школе (его высмеивают, отвергают, унижают)…"

 

смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он переживает неразделённую любовь…"

 

смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь )

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он переживает из-за насмешек со стороны сверстников…"

  смотреть разработку

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль )

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он оказался в ситуации позора…"

  смотреть разработку

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - март)

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он переживает из-за невосполнимой утраты (гибели, ухода близких людей)…"

  смотреть разработку

Практикум №8 ( рекомендованный  период проведения - апрель )

"Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он совершил плохой поступок и боится наказания…"

  смотреть разработку

 

 

Практикум №9 (рекомендованный период проведения  -  май )

"Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он переживает из-за  проблем со здоровьем…"

  смотреть разработку

 

   

 

Практикумы для родителей детей – подростков

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как помочь ребёнку-подростку, если у него конфликт с педагогом…"

 

смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь )

"Как помочь ребёнку подросткового возраста, если у него конфликт со сверстниками…"

 

смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь )

"Как помочь ребёнку-подростку, если он переживает травлю со стороны сверстников в школе (его высмеивают, отвергают, унижают)…"

 

смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь )

"Как помочь ребёнку-подростку, если он переживает неразделённую любовь…"

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь )

"Как помочь ребёнку-подростку, если он длительно находится в ситуации неуспеха…"

 

смотреть разработку

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль )

"Как помочь ребёнку-подростку пережить экзамены..."

  смотреть разработку

Практикум №7 ( рекомендованный  период проведения - февраль )

"Как помочь ребенку-подростку, если он оказался в ситуации позора…"

  смотреть разработку

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - март )

"Как помочь ребёнку подросткового возраста пережить утрату..."

  смотреть разработку

Практикум №9 (рекомендованный  период проведения - апрель )

"Как помочь ребёнку-подростку , если он нарушил закон и боится наказания..."

  смотреть разработку

Практикум №10 (рекомендованный период проведения - май)

"Как помочь ребёнку-подростку пережить серьезные проблемы со здоровьем..."

  смотреть разработку

Практикумы для родителей обучающихся старшего школьного возраста

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь )

"Как помочь  ребенку старшего школьного  возраста, если у него конфликт с педагогами…"

 

смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - октябрь )

"Как помочь  ребенку старшего школьного  возраста, если у него конфликт со сверстниками…"

 

смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Как помочь  ребенку старшего школьного  возраста, если он переживает ситуацию эмоционального буллинга (намеренного агрессивного поведения в отношении себя) со стороны сверстников"

 

смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Как помочь ребёнку старшего школьного возраста, если он переживает неразделённую любовь…"

 

смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь)

"Как помочь ребенку, если он длительно находится в ситуации неуспеха..."

 

смотреть разработку

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как помочь ребёнку старшего школьного возраста пережить экзамены…"

 

смотреть разработку

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как помочь ребёнку старшего школьного возраста пережить ситуацию позора..."

 

смотреть разработку

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - март)

"Как помочь ребёнку старшего школьного возраста пережить невосполнимую утрату..."

 

смотреть разработку

Практикум №9 (рекомендованный период проведения -апрель)

"Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если он нарушил закон и боится наказания"

 

смотреть разработку

Практикум №10 (рекомендованный период проведения - май)

"Как помочь ребёнку старшего школьного возраста пережить серьезные проблемы со здоровьем..."

 

смотреть разработку

Уважаемые коллеги, участники программы!

Цель внедрения Программы - систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников.

Обращаем Ваше внимание: что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы, предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены. 


/---Бегущая строка---/

Подписка на получение информации по вопросам медиации и профилактики.

0%