База практических разработок по работе с обучающимися в целях предотвращения ситуаций, провоцирующих суицидальное поведение
Для классных руководителей

Разработчиками Программы признаются разные подходы к трактованию причин и мотивов суицидального поведения несовершеннолетних.

Учитывая тот факт, что современная ШКОЛА, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно педагогов, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия образовательной организации в сложных вопросах профилактики детской суицидальности.

В основу суицидального поведения детей, разработчиками Программы закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, нарушение взаимоотношений с социальной средой.

Подразумевается, что большинство суицидальных действий не имеют конечной целью уход из жизни, не направлены на самоуничтожение, а являются попыткой восстановить нарушенные социальные связи с окружающими. Это, в первую очередь, относится к суицидальным действиям несовершеннолетних, чувствующих себя «чужими среди своих» и находящихся в ситуации жизненного тупика, переживающих острую психотравмирующую ситуацию (переживших несколько психотравмирующих ситуаций). Действия детей-суицидентов направлены не против своей личности, а против окружения, против сложившейся ситуации.

Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить детей видеть выход из психотравмирующих ситуаций, научить переживать сложные ситуации, научить помогать себе в психотравмирующих ситуациях, видеть другие (отличные от суицида) техники достижения цели (в том числе ухода от проблем).

Разработчики программы принимают тот факт, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида и этот уровень связан с социальной интеграцией ребенка, особенно подростка, ведущим видом деятельности которого является общение, и принадлежность к группе выступает на первый план.

Разработчики Программы, проанализировав открытые достоверные, в т.ч. научные, источники при разработке мероприятий полагали, что детское самоубийство более вероятно тогда, когда ребенок испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно (например, причиной может стать изоляция в группе, изоляция в референтной группе, длительная дезадаптация в новом коллективе, особенно при отсутствии поддержки со стороны значимых людей).

Уважаемые классные руководители!

Предлагаемые практикумы для детей, направлены на решение вопросов профилактики суицидального поведения, на формирование практической компетентности детей, ориентированы содержательно на детей.

Предложенные разработки может использовать не только учитель, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику причин и ситуаций-катализаторов (провокаторов) суицидального поведения,  предоставление обучающимся краткой, соответствующей их возрасту, информации по теме практикума и несколько тренинговых упражнений для развития практических навыков. Практикумы содержат ответы на вопросы «ЧТО делать в ситуации, если…?».

Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовываться не специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом, который в большей мере занят вопросами помощи обучающимся группы риска (с уже сформировавшейся проблемой), а учителем, участником системы общей профилактики, в качестве воспитательного мероприятия без упоминания, прямого вербального указания на то, что цель воспитательного мероприятия (практикума) – профилактика суицида.

 

Достоинства предлагаемых практикумов при использовании педагогами в работе:  

  • Возможность формирования у детей навыков и приемов, способствующих самосохранению и эффективному поведению в сложных ситуациях, в т.ч. с угрозой возникновения суицидальных намерений;
  • Возможность формировать учебно-воспитательную работу в образовательном процессе, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся;
  • Возможность создать условия для своевременной коррекции выявленных психологических проблем посредством компетентностного подхода.

Цель практикумов для обучающихся:

Развитие навыков правильного (эффективного) поведения в ситуациях, которые могут стать катализаторами (провокаторами) саморазрушающего поведения у детей.

Обучающий информационный материал и тренировочные задания

Практикумы для детей младшего школьного возраста

 

Практикум № 1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как быть, если оказался в ситуации конфликта с педагогом…"

смотреть разработку

 

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Как быть, если оказался в ситуации конфликта со сверстниками…"

смотреть разработку

 

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Что делать, если одноклассники игнорируют, отвергают, объявили бойкот..."

смотреть разработку

 

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Безответно влюбился. Как быть..."

смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь)

"Если одноклассники все время дразнят и насмехаются над тобой…"

смотреть разработку

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как быть, когда оказался в ситуации  позора..."

смотреть разработку

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - март)

"Как пережить горе..."

смотреть разработку

 

 

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - апрель)

"Как быть, если ты совершил плохой поступок и боишься наказания..."

смотреть разработку

Практикумы для детей – подростков

 

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как быть в ситуации конфликта с педагогом..."

смотреть разработку

 

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Как быть, если оказался в ситуации конфликта со сверстниками..."

смотреть разработку

 

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

"Что делать, если одноклассники зло шутят, унижают, оскорбляют..."

смотреть разработку

 

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Ты влюбился безответно. Как это пережить..."

смотреть разработку

 

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь)

"Как быть, когда всё против тебя (ничего в жизни не получается)..."

смотреть разработку

 

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как пережить экзамены..."

смотреть разработку
 

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как быть, если оказался в ситуации позора..."

смотреть разработку

 

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - март)

"Как пережить утрату..."

смотреть разработку

 

Практикум №9 (рекомендованный период проведения - апрель)

"Что делать, если нарушил закон и боишься наказания..."

смотреть разработку

 

Практикум №10 (рекомендованный период проведения - апрель)
"Как пережить серьезные проблемы со здоровьем..."

смотреть разработку

     

 

Практикумы для детей старшего школьного возраста

 

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

"Как быть, если оказался  в ситуации конфликта с педагогом..."

смотреть разработку

 

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

" Как быть в ситуации конфликта с одноклассниками..."

смотреть разработку

 

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

" Что делать, если одноклассники  тебя унижают, оскорбляют, объявили бойкот.. ."

смотреть разработку

 

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - декабрь)

"Влюбился безответно. Как это пережить..."

смотреть разработку

 

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - январь)

"Как быть, когда всё против тебя (ничего в жизни не получается)..."

смотреть разработку

 

Практикум №6 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как пережить экзамены..."

смотреть разработку

 

Практикум №7 (рекомендованный период проведения - февраль)

"Как быть, если оказался в ситуации позора......"

смотреть разработку

 

Практикум №8 (рекомендованный период проведения - март)

"Как пережить невосполнимую утрату.."

смотреть разработку

 

Практикум №9 (рекомендованный период проведения - апрель)

"Что делать, если нарушил закон и боишься наказания..."

смотреть разработку

 

Практикум №10 (рекомендованный период проведения - апрель)

"Как пережить серьезные проблемы со здоровьем..."

смотреть разработку

 

 

Уважаемые коллеги, участники программы!

Цель внедрения Программы - систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников.

Обращаем Ваше внимание: что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы, предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены.

`


/---Бегущая строка---/
0%