АЛГОРИТМЫ  ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА, СПЕЦИАЛИСТОВ

АЛГОРИТМЫ

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КЛАССОМ, В КОТОРОМ ПРОИЗОШЕЛ

СЛУЧАЙ НЕЗАВЕРШЕННОГО СУИЦИДА

 

Цельпрофилактика, недопущение повтора, романтизации поступка.

Важные рекомендации:

Профилактическая работа в классе  должна быть проведена обязательно. Однако без упоминания о конкретном происшествии и имени ребенка, предпринимавшего попытку. Обсуждения, осуждения, проговаривание причин, спровоцировавших конкретный поступок конкретного ребенка могут спровоцировать повторную попытку. Необходимо проговорить  ситуацию с классом сразу, чтобы дети не обсуждали  поступок суицидента (для травмированной психики ребенка, предпринимавшего попытку, нахождения в таком коллективе может стать последней каплей для решения о повторном суициде). Если   дети (родители) активно обсуждают случай, необходимо дать краткую информацию и переключить внимание класса на другие дела, дав понять, что обсуждения некорректны по отношению к однокласснику.

Важно помнить о том, что суицид в классе (в т.ч.  незавершенный)  является острым провоцирующим фактором психического заражения и  ситуация может  приобрести романтический  ореол (эффект Вертера) и сподвигнуть других детей на подобный поступок. Поэтому одновременно с индивидуальной работой психолога с парасуицидентом (ребенок, совершивший незавершенную попытку), работу необходимо провести и  с классом и в первые дни после произошедшего, когда эмоциональный накал особенно высок.

Важно помочь вернувшемуся в коллектив ребенку адаптироваться вновь, особенно важно предотвратить возвращение в условия и повторение ситуации, которая спровоцировала суицид (если причиной были школьные проблемы или взаимоотношения со сверстниками).

Работа с детьми должна быть  направлена на формирование антисуицидальных установок (подробно в материалах курсов здесь… и здесь…) , практическое обучение реагированию на сложные ситуации,  правильному поведению,  психологическому самосохранению в сложных для детей жизненных ситуациях, снятие причин, способных спровоцировать суицид. (разработки практикумов для детей здесь… )

В первый же день  (это важно) классный руководитель проводит беседу с классом. По возможности – без присутствия ребенка, совершившего суицид (но ни в коем случае не удаляя его демонстративно из класса перед беседой в оставшимися детьми ). Перед возвращением  парасуицидента в класс необходимо провести с детьми беседу о необходимости быть предельно корректными в поведении и высказываниях.  Цель -  минимизация негативных психологических последствий и развития дополнительного стресса у ребенка парасуицидента. 

 

Алгоритм действий –

1. Сказать правду безоценочно, без шокирующих подробностей.

2. Развенчать романтический ореол вокруг суицидента, представить произошедшее  ошибкой,  не оценивать  поступок ребенка, не выяснять, кто из одноклассников что-то видел или слышал.

3. Дать возможность детям задать Вам вопросы (иначе есть риск того, что они зададут их из любопытства ребенку- суициденту, а это будет дополнительной психотравмой).

4. Если дети переживают, испуганы, растеряны – позволить им проговорить, что они чувствуют и думают по этому поводу.

5. Снять чувство вины у детей за поступок одноклассника (если только  суицид не стал следствием травли в классе или затянувшегося конфликта между суицидентом и одноклассниками).

6. Прояснить, какие существуют конструктивные способы решения проблемных ситуаций (желательно на примерах).

7. Спросить, были ли у детей безвыходные ситуации и какие были найдены варианты решений .

8. Сказать, что из каждой  «безвыходной ситуации» есть выход, только он иногда кажется на первый взгляд неприемлимым.  В таких ситуациях нужно, не стыдно  обращаться за помощью. Сказать к кому кроме родителей  и родственников (телефон доверия, школьный психолог, даже вы, как классный руководитель, а дальше совместно принять решение).

9. Договориться, что в случае, когда кому-то из детей в классе очень плохо и кажется, что не хочется жить и никого не хочется видеть, он сначала позвонит Вам, классному руководителю, или скажет Вам об этом. (так Вы заключите с детьми аналог антисуицидального контракта, необходимого в качестве защиты на некоторое  время, пока не прекратятся  обсуждения и возможная романтизация поступка).  О том, как и чем говорить с отчаявшимся ребенком , если он Вам позвонит – в  разделе  «Корпоративное обучение»,  модуль 3, здесь…

10. Не позволять детям ни при каких условиях высмеивать суицидента.   Обговорить это заранее. Ваша цель – забота не только о психологическим состоянии детей в классе, но состоянии вернувшегося ребенка-суицидента и минимизация постстрессовых расстройств и повторения попытки.

11. Переключить ребят на интересное дело. Включить ребенка-парасуицидента в общую деятельность как будто ничего не произошло (если ребенок не против, но не настаивать).

12. Организовать просветительскую работу, желательно минимальное практическое обучение родителями (практикумы здесь… )

13. Включить детей в мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных факторов личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений (подробно в курсе для психолога – здесь…)

14.Организовать ранее выявление детей с суицидальными наклонностями (обучение для всего коллектива педагогов – здесь…, форма документа для регистрации выявленных – здесь… )

15. Организовать в системе и провести практические мероприятия для детей, направленные на предотвращение суицидального поведения и снятие причин, провоцирующих детско-юношеский суицид (разработки практикумов – здесь…)

 

Уважаемые коллеги!

Педагогам в случае пусть и незавершенного суицида в классе иногда так же, как и детям или родителям  необходима помощь психолога для снятия чувства вины и предотвращения  эмоционального  выгорания.

 

 

 

Все предложенные на сайте Проекта материалы носят информационно-рекомендательный характер и разработаны на основании анализа действующего законодательства, рекомендательных писем Министерства образования и учетом практики их применения … (читать далее…)

Размещенные на сайте материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также распоряжением исключительными правами на них, и предназначены исключительно для использования организациями, заключившими договор с учредителями Проекта «Социальное здоровье нации».

Распространение, передача материалов третьим лицам и коммерческое использование материалов возможно только при получении согласия правообладателей.

!


/---Бегущая строка---/
0%