БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРАКТИКА

Для классных руководителей

Разработчиками Программы признаются разные подходы к пониманию причин и мотивов детской агрессии, к работе с проявлениями агрессии, с формами и методами помощи детям, переживающим эмоциональное насилие, жестокость со стороны сверстников. 

Учитывая тот факт, что ШКОЛА, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно педагогов, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия ШКОЛЫ в сложных вопросах профилактики детско-подростковой агрессии и вопросах оказания помощи детям, переживающим эмоциональный прессинг.

Чувство защищенности способствуют более успешному развитию любого ребенка, как агрессора, так и жертвы.

Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить детей понимать причины поведения сверстников, видеть (уметь искать) правильный выход из психотравмирующих ситуаций, уметь искать и получать помощь в сложных ситуациях. 

Уважаемые классные руководители!

Предлагаемые практикумы для детей направлены на решение вопросов профилактики проявлений любых форм агрессии извне, формирование практической  компетентности детей в психотравмирующих ситуациях, ориентированы содержательно на детей разного школьного возраста.

Предложенные разработки может использовать не только классный руководитель, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР.

Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику, предоставление обучающимся краткой, соответствующей их возрасту информации по теме практикума и несколько тренинговых упражнений для развития практических навыков. Практикумы содержат ответы на вопросы «ЧТО делать в ситуации, если…?» 

Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовываться не специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом), который в большей мере занят вопросами помощи обучающимся группы риска (с уже сформировавшейся проблемой), а классными руководителями, участниками системы общей профилактики, в качестве воспитательного мероприятия.

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание, что тематика практических занятий может повторяться в случае, если остается актуальной. В каждом возрасте содержание практикумов разное. Соответствует возрастным психологическим особенностям и ведущему виду деятельности.

 

ОБУЧАЮЩИЙ   ИНФОРМАЦИОННЫЙ   МАТЕРИАЛ

Практикумы для детей 1-4 классов

Цель практикумов:

  • обучение детей практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций).
  • обучение ДЕТЕЙ поведению ситуациях буллинга, кибербуллинга,  которые могут привести к суицидальному поведению, суициду
  • обучение поведению в ситуациях, способных спровоцировать поведение «жертвы» и последующий буллинг со стороны сверстников,  взрослых
  • поддержание  адекватной самооценки,
  • выработка стрессоустойчивости

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации детям (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы детям.

Рекомендации по проведению практикумов:

1. В каждом школьном (младшем, среднем, старшем) возрасте дети могут столкнуться с проблемой буллинга. Однако обучение поведению в одинаковых ситуациях для детей разного возраста должно быть организовано по разному, с учетом возраста. Рекомендации и алгоритмы правильного поведения, которые  мы дадим детям, должны различаться в соответствии с возрастом.

2. Каждая ситуация (тема) может стать темой отдельного практического занятия.

3. Несколько ситуаций (тем) можно объединить в одно занятие.

4. Одну и ту же тему нужно отработать за учебный год несколько раз, но в разных вариантах (особенно ту, которая является ситуативно-адекватной, значимой именно в вашей школе или классе).

5. Одну и ту же тему, например, поведение в ситуации распространения порочащей информации, можно отработать отдельно с мальчиками и девочками  (на усмотрение классного руководителя, по ситуации в классе).

6. Практика будет эффективной, если будут предложены краткие простые алгоритмы действий, проиграны «отрепетированы», проговорены конкретные действия, фразы детей в ситуациях буллинга (можно подготовить, записать на доске, распечатать на карточках  шаблоны фраз, алгоритмы поведения (действий) детей. В идеале «проиграть» с детьми несколько разных, но похожих ситуаций). 

 7. Важно напомнить детям, что преследователи несут ответственность за свои действия, вплоть до уголовной и обращаться за помощью к взрослым нужно обязательно, это не стыдно.

 8. Обязательно довести до детей о важности взаимопомощи. Если ребенок видит, что другого обижают, третируют, унижают, он должен сказать об этом взрослым.  Важно, чтобы дети не воспринимали сообщаемую информацию как «постыдное ябедничество», «стукачество». (Приведите пример о сообщении об аварии на дороге, которое делают проезжающие мимо водители, понимая, что другому нужна помощь, но он по каким-то причинам не может попросить о ней сам).

9. Обязательно довести до детей, что жертвой преследований, жестокости со стороны других может стать любой человек, независимо от того, слабый он или сильный, даже, например, учитель.).

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

«Как быть, если тебя дразнят, высмеивают, зло шутят…»  (ситуация буллинга)
 

  смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  быть, если тебя  оскорбляют, унижают, высмеивают в социальных сетях, через СМС…»  (ситуация кибербуллинга)

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как быть в ситуации ссоры (конфликта, бойкота) со сверстниками…» (буллинг со стороны одноклассников, сверстников)

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как быть в ситуации повторяющихся толчков, тычков,  побоев со стороны сверстников…» (ребенок в ситуации физического буллинга)

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период  проведения - март)

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка)

  смотреть разработку
 

Практикумы для детей и подростков 5-8 классов

Цель практикумов:

Обучение детей практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций).

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации детям (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы детям.

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь )

«Как правильно поступить и  сохранить достоинство,  если  сверстники тебя высмеивают, угрожают, распространяют негативную информацию…» (подросток в ситуации буллинга)

  смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  правильно себя вести (сохранить репутацию и достоинство) в случае повторяющихся оскорблений унижений, распространения порочащей информации в соцсетях (подросток в ситуации кибербуллинга)

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как правильно поступить в ситуации конфликта со сверстниками, бойкота, намеренной изоляции, » (буллинг со стороны одноклассников, сверстников)

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как себя вести  в ситуации угроз и повторяющихся побоев со стороны сверстников или старших по возрасту…» (ситуация физического буллинга)

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - март)

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка)

  смотреть разработку
       

 

Практикумы для обучающихся  9-11 классов

Цель практикумов:

Обучение ребят практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций).

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы.

Практикум №1 (рекомендованный период проведения  - октябрь)

«Как правильно поступить и сохранить достоинство,  если  сверстники высмеивают, угрожают, распространяют негативную информацию…» (ситуация буллинга)

 

 

смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  правильно себя вести (сохранить репутацию и достоинство) в случае повторяющихся оскорблений унижений, распространения порочащей информации в соцсетях (старшеклассник  в ситуации кибербуллинга)

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как правильно поступить в ситуации конфликта со сверстниками…» (буллинг со стороны одноклассников, сверстников)

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как себя вести  в ситуации угроз и повторяющихся побоев со стороны сверстников или старших по возрасту…» (ребенок в ситуации физического буллинга)

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - март )

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка)

  смотреть разработку

Уважаемые коллеги, участники программы!

Обращаем Ваше внимание: цель внедрения Программы  - систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников.

Перечень материалов, которыми участники программы смогут пользоваться в течение всего учебного года размещен заранее для включения в план работы образовательной организации (при необходимости). Разработки будут выкладываться ежемесячно ( с 1 по 3 число каждого месяца, кроме января)

Обращаем Ваше внимание: что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения  образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы, предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены. 


/---Бегущая строка---/
0%