БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРАКТИКА

Для классных руководителей

Разработчиками Программы признаются разные подходы к пониманию причин и мотивов детской агрессии, к работе с проявлениями агрессии, с формами и методами помощи детям, переживающим эмоциональное насилие, жестокость со стороны сверстников. 

Учитывая тот факт, что ШКОЛА, как институт системы профилактики, имеет право действовать строго в рамках своей компетентности, разработчиками предложены практические меры и мероприятия, организация которых не противоречит действующему законодательству, может стать эффективной силами именно педагогов, специалистов, владеющих знаниями в области возрастной психологии и педагогики, мероприятия, проведение которых не превышает полномочия ШКОЛЫ в сложных вопросах профилактики детско-подростковой агрессии и вопросах оказания помощи детям, переживающим эмоциональный прессинг.

Чувство защищенности способствуют более успешному развитию любого ребенка, как агрессора, так и жертвы.

Цель мероприятий, предлагаемых разработчиками Программы, научить детей понимать причины поведения сверстников, видеть (уметь искать) правильный выход из психотравмирующих ситуаций, уметь искать и получать помощь в сложных ситуациях. 

Уважаемые классные руководители!

Предлагаемые практикумы для детей направлены на решение вопросов профилактики проявлений любых форм агрессии извне, формирование практической  компетентности детей в психотравмирующих ситуациях, ориентированы содержательно на детей разного школьного возраста.

Предложенные разработки может использовать не только классный руководитель, но и социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР.

Предложенные мероприятия имеют целью первичную (общую) профилактику, предоставление обучающимся краткой, соответствующей их возрасту информации по теме практикума и несколько тренинговых упражнений для развития практических навыков. Практикумы содержат ответы на вопросы «ЧТО делать в ситуации, если…?» 

Разработчики предполагают, что мероприятия будут реализовываться не специалистом (педагогом-психологом, социальным педагогом), который в большей мере занят вопросами помощи обучающимся группы риска (с уже сформировавшейся проблемой), а классными руководителями, участниками системы общей профилактики, в качестве воспитательного мероприятия.

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание, что тематика практических занятий может повторяться в случае, если остается актуальной. В каждом возрасте содержание практикумов разное. Соответствует возрастным психологическим особенностям и ведущему виду деятельности.

 

ОБУЧАЮЩИЙ   ИНФОРМАЦИОННЫЙ   МАТЕРИАЛ

Практикумы для детей 1-4 классов

Цель практикумов:

  • обучение детей практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций);
  • обучение ДЕТЕЙ поведению в ситуациях буллинга, кибербуллинга,  которые могут привести к суицидальному поведению, суициду;
  • обучение поведению в ситуациях, способных спровоцировать поведение «жертвы» и последующий буллинг со стороны сверстников,  взрослых;
  • поддержание  адекватной самооценки;
  • выработка стрессоустойчивости.

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации детям (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы детям.

Рекомендации по проведению практикумов:

1. В каждом школьном (младшем, среднем, старшем) возрасте дети могут столкнуться с проблемой буллинга. Однако обучение поведению в одинаковых ситуациях для детей разного возраста должно быть организовано по разному, с учетом возраста. Рекомендации и алгоритмы правильного поведения, которые  мы дадим детям, должны различаться в соответствии с возрастом.

2. Каждая ситуация (тема) может стать темой отдельного практического занятия.

3. Несколько ситуаций (тем) можно объединить в одно занятие.

4. Одну и ту же тему нужно отработать за учебный год несколько раз, но в разных вариантах (особенно ту, которая является ситуативно-адекватной, значимой именно в вашей школе или классе).

5. Одну и ту же тему, например, поведение в ситуации распространения порочащей информации, можно отработать отдельно с мальчиками и девочками  (на усмотрение классного руководителя, по ситуации в классе).

6. Практика будет эффективной, если будут предложены краткие простые алгоритмы действий, проиграны «отрепетированы», проговорены конкретные действия, фразы детей в ситуациях буллинга (можно подготовить, записать на доске, распечатать на карточках  шаблоны фраз, алгоритмы поведения (действий) детей. В идеале «проиграть» с детьми несколько разных, но похожих ситуаций). 

 7. Важно напомнить детям, что преследователи несут ответственность за свои действия, вплоть до уголовной и обращаться за помощью к взрослым нужно обязательно, это не стыдно.

 8. Обязательно довести до детей  важность взаимопомощи. Если ребенок видит, что другого обижают, третируют, унижают, он должен сказать об этом взрослым.  Важно, чтобы дети не воспринимали сообщаемую информацию как «постыдное ябедничество», «стукачество». (Приведите пример о сообщении об аварии на дороге, которое делают проезжающие мимо водители, понимая, что другому нужна помощь, но он по каким-то причинам не может попросить о ней сам).

9. Обязательно довести до детей, что жертвой преследований, жестокости со стороны других может стать любой человек, независимо от того, слабый он или сильный, даже, например, учитель..

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь)

«Как быть, если тебя дразнят, высмеивают, зло шутят…»  (ситуация буллинга).
 

  смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  быть, если тебя  оскорбляют, унижают, высмеивают в социальных сетях, через СМС…»  (ситуация кибербуллинга).

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как быть в ситуации ссоры (конфликта, бойкота) со сверстниками…» (буллинг со стороны одноклассников, сверстников).

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как быть в ситуации повторяющихся толчков, тычков,  побоев со стороны сверстников…» (ребенок в ситуации физического буллинга).

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период  проведения - март)

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).

  смотреть разработку
 

Практикумы для детей и подростков 5-8 классов

Цель практикумов:

Обучение детей практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций).

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации детям (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы детям.

Практикум №1 (рекомендованный период проведения - октябрь )

«Как правильно поступить и  сохранить достоинство,  если  сверстники тебя высмеивают, угрожают, распространяют негативную информацию…» (подросток в ситуации буллинга).

  смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  правильно себя вести (сохранить репутацию и достоинство) в случае повторяющихся оскорблений унижений, распространения порочащей информации в соцсетях (подросток в ситуации кибербуллинга).

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как правильно поступить в ситуации конфликта со сверстниками, бойкота, намеренной изоляции, » (буллинг со стороны одноклассников, сверстников).

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как себя вести  в ситуации угроз и повторяющихся побоев со стороны сверстников или старших по возрасту…» (ситуация физического буллинга).

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - март)

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).

  смотреть разработку
       

 

Практикумы для обучающихся  9-11 классов

Цель практикумов:

Обучение ребят практическим приемам эффективного вербального и невербального реагирования в сложных коммуникативных ситуациях (формирование базовых компетенций).

Что предлагается:

  • отработка практических навыков поведения в  упражнениях (готовые фразы,  варианты поведения);
  • объяснение причин ситуации (с целью сохранения самооценки и понимания необходимости изменить свое поведение или отношение к происходящему);
  • практические советы.

Практикум №1 (рекомендованный период проведения  - октябрь)

«Как правильно поступить и сохранить достоинство,  если  сверстники высмеивают, угрожают, распространяют негативную информацию…» (ситуация буллинга).

 

 

смотреть разработку

Практикум №2 (рекомендованный период проведения - ноябрь)

«Как  правильно себя вести (сохранить репутацию и достоинство) в случае повторяющихся оскорблений унижений, распространения порочащей информации в соцсетях (старшеклассник  в ситуации кибербуллинга).

  смотреть разработку

Практикум №3 (рекомендованный период проведения - январь)

«Как правильно поступить в ситуации конфликта со сверстниками…» (буллинг со стороны одноклассников, сверстников).

  смотреть разработку

Практикум №4 (рекомендованный период проведения - февраль)

«Как себя вести  в ситуации угроз и повторяющихся побоев со стороны сверстников или старших по возрасту…» (ребенок в ситуации физического буллинга).

  смотреть разработку

Практикум №5 (рекомендованный период проведения - март )

«Как быть в ситуации конфликта с учителем» (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).

  смотреть разработку

Уважаемые коллеги, участники программы!

Обращаем Ваше внимание: цель внедрения Программы   систематизация мер, предпринимаемых в учреждениях образования, без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с проблематикой жестокого обращения в среде сверстников.

Перечень материалов, которыми участники программы смогут пользоваться в течение всего учебного года, размещен заранее для включения в план работы образовательной организации (при необходимости). Разработки будут выкладываться ежемесячно ( с 1 по 3 число каждого месяца, кроме января).

Обращаем Ваше внимание, что все материалы носят рекомендательный характер. Для поддержания единого темпа продвижения  образовательных организаций, реализующих Программу, и удобства консультирования мы будем предлагать новые материалы, предполагая, что предложенные мероприятия в той или иной мере уже осуществлены. 


/---Бегущая строка---/

Подписка на получение информации по вопросам медиации и профилактики.

0%