Вход
Регистрация

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПОДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОРТАЛ ИНИЦИАТИВЫ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Главная  »  Опыт лидеров  »  БОТАНИК ПРОТИВ ХАМА или Как правильно реагировать на грубость?



БОТАНИК ПРОТИВ ХАМА или Как правильно реагировать на грубость?
Руководитель проекта: Гошина Ольга Андреевна
Тольятти, 2016-2019 г.г.
Всего участников: 48 чел., из них 12-14 лет 18 чел., 15-17 лет 30 чел.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА «БОТАНИК ПРОТИВ ХАМА»

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Как обидно бывает услышать в свой адрес обидные, ничем не обоснованные слова. Как правильно на них реагировать? Проект «Ботаник против Хама» отвечает на этот вопрос.

Проект является победителем V международной научно-практической конференции школьников с ограниченными возможностями здоровья «От школьного проекта – к вершинам знаний» в номинации «Экология и здоровьесбережение», г. Самара, 2016г..

Проект реализуется на базе школы-интерната для слабовидящих детей г. Тольятти в рамках учебного курса «Социально-бытовая ориентировка» учителем высшей квалификационной категории Гошиной Ольгой Андреевной в течение трех лет.

Автор проекта представляет коммуникативную практику, освоив которую подростки учатся достойно реагировать на задевающее провоцирующее поведение в виде вербальной агрессии.

К достоинствам проекта можно отнести его многоплановость: проект можно использовать как интересный материал для классного часа, для психологического тренинга, для индивидуальной коррекционной работы с непопулярными подростками. Проект можно повторить с нуля для новых участников.

В помощь педагогам, психологам, воспитателям предлагаются: паспорт учебного проекта, текст устной защиты и мультимедийная презентация, а также описание 10 стратегий поведения в конфликтной ситуации, конструктор ответов с примерами и копилка из 100 защитных отговорок.

В заключение хотелось бы назвать наш результат реализации проекта: за три года количество подростков, оценивающих на 5 баллов свое умение отвечать на хамство достойно, не вовлекаясь в конфликт эмоционально, увеличилось с 10% до 40%. И наше пожелание коллегам: Делайте с нами, делайте лучше нас!

 

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«Как правильно реагировать на грубость?»

Название проекта (работы)

«Ботаник против хама»

Цель

Научиться реагировать на грубость, не вовлекаясь эмоционально в ситуацию.

Задачи

1. Узнать, какие стратегии реагирования на грубость существуют.

2. Собрать копилку удачных ответов.

3. Создать конструктор, с помощью которого можно самостоятельно и оптимально моделировать ответы.

Гипотеза

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Как обидно бывает услышать в свой адрес грубые, ничем не обоснованные слова. Как правильно на них реагировать? Существуют знания, которые научат давать достойный отпор. Сбор материала поможет выявить общие особенности оптимальных моделей поведения (и подходящих лично для нас).

Авторы

Гошин Владимир

Фёдорова Анастасия

Руководитель

Учитель СБО: Гошина Ольга Андреевна

 

Тип проекта (работы):

P по доминирующей деятельности

Pпо предметно-содержательной области

P по количеству участников

Pпо широте охвата содержания

Pпо времени проведения

Pпо характеру контактов

Практико-ориентированный

Информационно-поисковая

 

Культурологическая

 

Групповой

Монопредметный

 

Непродолжительный (2 месяца)

В рамках школы

Образовательная область

Психология

Учебный предмет

Внеучебная деятельность

Используемые методы

Наблюдение, беседа, интервью, изучение литературы

Форма представления результатов

Презентация для одноклассников

Буклет

Источники информации

Научно-популярные статьи

Интернет

Толковый словарь



Текст защиты проекта

Владимир: Наш проект называется «Ботаник против Хама». Сначала я делал его один, а потом мне помогали Настя, одноклассники и учителя. Бывают ситуации, когда сталкиваешься с грубостью и хамством: портится настроение, чувствуешь себя не очень хорошо. Я за справедливость.

Настя: В школе из нас делают «воспитанных детей» и запрещают дразниться. Родители учат меня не отвечать на грубость, промолчать. И народная мудрость гласит: «Из двух спорящих неправ тот, кто умней», «Дурак кричит, а умный молчит». Но я считаю, что это несправедливо, надо уметь ответить хаму, да и любое терпение когда-нибудь закончится. Мы решили узнать, как правильно реагировать на грубость и уметь постоять за себя

Владимир: Мы пришли к школьному психологу. Татьяна Николаевна сказала, что есть два способа решения проблем: либо ты её избегаешь, либо решаешь. Главное – сохранять спокойствие и иметь в голове план.

Настя: Наш план был такой - собрать материал, который поможет нам:

  • узнать, какие стратегии реагирования на грубость существуют;
  • собрать копилку удачных ответов;
  • создать опору в виде конструктора, с помощью которого можно самостоятельно и оптимально моделировать ответы.

Владимир: Я люблю всё снимать, поэтому взял камеру и решил спросить у одноклассников: как часто они встречаются в жизни с грубостью, где это происходит, есть ли у них коронная фраза в ответ на грубость и надо ли учить и учиться отвечать на хамство. Получился вот такая картина.

Настя: Оказалось, что проблема есть у всех! 29 % учащихся 5-10 классов часто встречаются с грубостью, 56% - иногда. Чаще всего это случается на улице, в транспорте и в школе.

Владимир: Лишь 12% опрошенных считают, что умеют ответить грубияну, а 64 % выступают за то, что надо учить детей и подростков защитным отговоркам и правилам поведения в конфликтной ситуации.

Настя: Дальше мы две недели искали информацию в Интернете и почти каждый день встречались с нашим школьным психологом. В результате у нас получилась копилка из 10 стратегий поведения и 100 отговорок. Татьяна Николаевна сказала, что информацией надо делиться. Так появился буклет «Помоги себе сам». Мы хотим вам его подарить. Вы найдёте здесь конструктор ответов, описание приёмов с примерами ответов и 100 защитных отговорок.

Владимир: Что я понял и что мне понравилось в этом проекте? Я понял, что словесное оскорбление — это тоже удар, только психологический. На него надо уметь отвечать, а как правильно это сделать, может помочь наука - психология.

Настя: Я узнала, что хаму со стажем достаточно 7 секунд, чтобы посмотреть на меня и понять, можно ли на меня напасть. Надо изменить что-то в себе, а помочь может наука психология.

Владимир: Из всех стратегий поведения мне понравились 4: избегание, воображение, юмор и психологическое айкидо или техника «ухода от удара». Сейчас мы с Настей покажем вам некоторые приёмы. Вместо оскорбительного слова мы будем говорить «куздра».

Владимир: Куздра !

Настя: Приятно познакомиться, а меня зовут Настя.

Владимир: Куздра !

Настя: Спасибо, вы мне тоже понравились.

Владимир: Куздра !

Настя: Ты хочешь об этом поговорить?

Владимир: Куздра !

Настя: Да, у меня и справка есть. Что дальше?

Владимир: Куздра!

Настя: Аналогично.

Владимир: Ребята, в нашем буклете есть чистая страница, подключайтесь к поиску, записывайте свои коронные фразы и присылайте их нам на электронный адрес. Давайте вместе научимся говорить СТОП хамам.

Настя: Давайте помнить о технике безопасности, чтобы погасить, а не вызвать ещё большую агрессию. Для этого запомним три правила, которые сделают нашу жизнь добрее:

Владимир: Извиняйтесь даже за самую незначительную промашку.

Настя: Благодарите даже за самую незначительную услугу.

Владимир: Улыбайтесь, несмотря ни на что.

Настя: Спасибо за внимание!


Результаты исследования:

Всего участников: 48 чел., из них 12-14 лет 18 чел., 15-17 лет 30 чел.

1. Как часто вы встречаетесь в вашей жизни с грубостью/ хамством/ оскорблениями?

Редко - 14,6% Иногда - 56,2 Часто - 29,2

2. Где вы чаще всего встречаетесь с грубостью/ хамством/ оскорблениями?

Улица -50% Образование - 10% Транспорт - 5% Другое - 5% Торговля -10% Дом- 5% Здравоохранение - 15%

3. Оцените по 5-бальной шкале своё умение отвечать на грубость/ хамство/ оскорбления?

1 балл - 10% 2 балла- 20% 3 балла - 50% 4 балла - 10% 5 баллов - 10%

4. Надо ли учить детей и подростков защитным отговоркам и правилам поведения в конфликтной ситуации?

Да - 60% Нет - 10% Не знаю - 30%

0%