Онлайн-пространство профессионального педагогического сообщества России, реализующего цели государственной политики в Десятилетие детства
Вход
Регистрация

Главная «ЗА ВКЛАД В СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ»

Ажогина Елена Павловна
заведующий МБДОУ детским садом №29
МБДОУ детский сад №29
Ростовская область

Представление на участие во Всероссийской Национальной премии профессионально общественного признания «Десятилетие детства: люди дела» в номинации : - «За вклад в создание условий детствосбережения». Подготовила Ажогина Елена Павловна Заведующий МБДОУ детским садом №29 Что такое детсвосбережение в широком смысле этого слова? Это когда детство рассматривается как самоценный феномен, претерпевающий в последнии десятилетия существенные трансформации. Понятие «детствосбережение» становится системообразующим ядром парадигмы дошкольного образования и педагогическим средством реализации приоритетов государственной политики в интересах детей. Обозначены теоретические подходы к проектированию детствосберегающей модели дошкольного образования, некоторые принципы ее реализации во ФГОС ДО. Сущность педагогической деятельности видится в создании условий для сбережения детства, актуализации субъектности ребенка в ходе безопасной, развивающей, социализирующей жизнедеятельности. Именно, учитывая данные тенденции, мы начали пересматривать концептуальную модель детсвосбережения в нашем детском саду. В первую очередь выявили ряд проблем, которые неразрывно связаны с дошкольным образованием. Это информатизация пространства вокруг ребёнка, экологические проблемы, высокая социокультурная динамика, экономические кризисы, обострением межнациональных конфликтов, террористические угрозы, экстремизм и другие факторы, угрожающие современному детству. И конечно же, работая с детьми и родителями, я понимала , чтобы создать полноценную модель детсвосбережения, мы должны сохранить традиции, сохранить уже имеющийся потенциал ,но изменить подход к педагогике, внедрять инновации и новые технологии, проектировать детсвосберегающую среду. В своей работе я постараюсь описать модель детсвосбережени я в детском саду №29 города Новочеркасска, которая способствует развитию образования в интересах детства, т. е. проектирование деятельности , обеспечивающей поддержку детства, условия самореализации и само актуализации ребенка в процессе дошкольного образования. Определяющее значение идеи сбережения детства в нашей образовательной организации находит выражение в совокупности аксиологического, системного, личностно ориентированного, средового, деятельностного подходов и моделирования процесса дошкольного образования, ориентированного на детствосбережение с целью создания безопасной, развивающей среды жизнедеятельности детей, их развития и социализации. Первое и самое главное в проектировании детствосберегающей модели -принцип поддержки полноценной игры. Игра остаётся ведущей деятельностью для детей в нашем детском саду. Каким бы трансформациям не был подвержен окружающий нас мир, современный ребенок мало отличается от своего сверстника, скажем, двадцатилетней давности. И мы стараемся придерживаться той системы вовлечения ребёнка в игру, которая прошла испытания годами и подтвердила свою необходимость. В своей работе применяем следующие разновидности игр, имеющие свои культурные формы и классифицируемые по кругу задействованные в них компетенций. Важно создать условия для полноценной игры, важно разнообразие игр, их развивающий характер; важно формирование игрового пространства. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей в образовательной системе нашего ДОУ. Классификация игр, используемая в детском саду по Е.В. Зворыгиной и Л.С. Новосёловой. Игры возникающие по инициативе детей: -игры-экспериментирования, игры с природными объектами, игры с игрушками,игры с животными; -Сюжетные самодеятельные игры,сюжетно–отобразительные ,сюжетно-ролевые ,режиссерские, театрализованные . Игры возникающие по инициативе взрослого: Обучающие игры :сюжетно- дидактические ,подвижные музыкально-дидактические. Тренинговые игры: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные. Досуговые игры: интеллектуальные, игры-забавы, театрализованные празднично-карнавальные, компьютерные. Народные игры: обрядовые, семейные, сезонные, культовые. Очень большое внимание уделяем созданию условий для организации сюжетно-ролевых игр. Для этого в детском саду реализуется долгосрочный проект «Игралочка». В сюжетно-ролевых играх ребенок выражает себя, свои чувства и эмоции, проявляет свою волю и фантазию, приобретает опыт совместного творчества. В игре развивается способность ребенка к действию, его индивидуальность. Именно игра позволяет ребенку ассимилировать впечатления о внешнем мире и опыт своего взаимодействия с ним, опыт взаимодействия с социумом. Под сюжетно-ролевой игрой мы понимаем, как спонтанную, так и запланированную ее форму. Спонтанно дети играют постоянно и повсеместно. В сюжетно-ролевых играх получаемое детьми удовольствие от движения сочетается с речевой активностью и деятельностью органов чувств, социальным обменом опытом с другими детьми, необходимостью соглашаться с установленными правилами, а также с изобретением собственных правил. Развитие сюжетно - ролевой игры протекает от простых к более сложным ролевым играм. Дети младшего дошкольного возраста в простых играх повторяют свой опыт, такой как сон или прем пищи, они подражают взрослым, когда укладывают спать или кормят кукол и плющевых зверушек, и сами определяют для себя различные роли. Дети старшего дошкольного возраста объединяют свои отдельные сюжетно-ролевые игры в сложные процессы действий, в которых они вновь и вновь повторяют знакомые им жизненные ситуации. Однако социальные факторы окружения наших дошколят изменились. Информатизация привносит в нашу жизнь новое представление об игре, переносит общение в виртуальное пространство. Родители уходят в пространство социальных сетей, оставляя детей вне зоны своего внимания. Но дети тоже стремятся в это пространство. Поэтому мы начали бить тревогу : ведь ребенок развивается в коллективе, в общении со сверстниками. Ведущая деятельность дошкольника -игра, причем живая, а не компьютерная. Чтобы не потерять игру, как истинную ценность развития ребёнка дошкольного возраста мы, применяя деятельностный метод (развиваем в естественных условиях и только в деятельности), используя активные формы работы- практико-ориентированной направленности, пропагандирование игры в форме взаимодействия с родителями, социумом и введения ребенка в мир социального общения через месячник игры в ДОУ и акции «Игры нашего двора». Месячник игры мы проводим каждый год в сентябре месяце. Педагоги планируют игры с учетом пяти основных направлений развития ребенка. Обязательно информируют родителей о том, что будет проводиться месячник игры и приглашают их принять участие в играх согласно плану. Родители могут в любой режимный момент прийти и совместно с педагогом принять участие в организации и проведении игры. Есть игры, которые инициируемы самими родителями. В работе нашего коллектива появились Акции - «Игры нашего двора» - эта новая форма работы, которую мы стали использовать с сентября 2017 года. Так ,вместе со своим коллективом, я вышла за пределы территории детского сада, и мы пошли во дворы. Цель:способствовать возрождению культуры детской подвижной игры через создание сообщества единомышленников для организации подвижных игр с дошкольниками. Задачи: сформировать игровое сообщество педагогов ✓ разработать инструмент для совместной деятельности ✓ создать структуру мобильного взаимодействия членов сообщества Целевая аудитория: Популяризация игры среди детей и взрослых; Дети, педагоги ,волонтеры ,родители. Акции мы проводим 1 раз в месяц во дворах микрорайона, где расположен наш детский сад. Постепенно в наших акциях во дворах микрорайона стали участвовать не только дети, проживающие в этих дворах, но и родители, и депутаты ,которые стали курировать наши акции .помогать материально. Активно подключилось к нашим акциям волонтёрское движение. В детском саду мы открыли консультпункт для управляющих компаний и старших по дому. Их заинтересовали такие акции, они сами стали их организовывать и проводить. Так же в 2018г., мы включились во всероссийский проект «Игра 4D» (дети, движение, дружба, двор). Наш проект через организацию совместных подвижных игр помогает каждому ребёнку полноценно и активно проживать счастливый период детства. Промежуточные итоги проекта 2018-2019 учебный год: 500 -участники 15 -мастера игры 4 -площадки Фестиваля игры Составлена картотека игр по месяцам Провели 3 мастер-класса для родителей Наш опыт работы по использованию данной формы работы позволяет сделать следующие выводы: - Возрастает имидж детского сада (Родители и жители видят, что воспитатели несут педагогику и культуру в общество, видят в детских садах социальный институт). - Сотрудничество с родителями как процесса соотнесения ценностей и представлений об условиях, необходимых ребенку для развития его индивидуальности, позволило доказать важность детской игры в его социализации через практико-ориентированную деятельность (Акции- «Дворовые игры». Следующий немаловажный принцип нашей модели детсвосбережения - ребенок - субъект образовательного процесса. Социализация и индивидуализация ребёнка-это один из важнейших принципов нашей модели детсвосбережения. Принцип индивидуализации мы определяем, как один из ведущих принципов дошкольного образования в интересах детства. Детствосбережение - это создание условий для развития личности, индивидуальности, развития и реализации субъектного потенциала всех участников воспитательного процесса, самоактуализации ребенка в его психическом, физическом развитии и социализации. Учитывая результаты мониторинговых исследований, проводимых в нашем учреждении, мы отметили дефицит технологий , направленных на социализацию, воспитание личности ребенка. И с 2017г. в нашем детском саду мы реализуем проект «Применение технологии эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО». Особенность инновационного проекта заключается в разработке нормативного и методического сопровождения «Современной технологии эффективной социализации ребенка». Комплексный подход к введению технологии, когда документы в своей совокупности регламентируют работу педагогического и управленческого персонала на достижение единых планируемых результатов. Новизна проекта проявляется в определении содержательных ресурсов преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в развитии социальной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель проекта: создание условий для эффективной социализации дошкольников в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения. «Современная технология эффективной социализации ребенка» общая тема, объединяющая педагогические технологии, разработанные Гришаевой Н.П.: «Клубный час», «Ситуации месяца», «Дети — волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Проблемные педагогические ситуации», «Развивающее общение», «Круги рефлексии», направленные на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, социализации дошкольников. Комплексное использование этих технологий в условиях образовательной организации способствует эффективной социализации дошкольников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО: — освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, социальных навыков; — формирование элементарных социальных ролей: я — член коллектива, я — член семьи, я — мальчик или девочка, я — житель города, я — житель России, я — житель Земли, я — часть мироздания через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях; — развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развития навыков саморегуляции поведения; — создание развивающей трансформируемой среды — как предметной, так и среды «Развивающего общения»; — трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения; — включение родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность; — овладение педагогами новыми методами само регуляции поведения детей и взрослых в ДОУ. С 2018 года наш детский сад является членом Всероссийской Ассоциации педагогов, активно внедряющих в работу детского сада технологии эффективной социализации. Также, я считаю, что, очень ценным в вопросах социализации детей является система волонтёрства, выстроенная в нашем детском саду и реализуемая в проекте «Добровольчество в ДОУ» или «Волонтёрство как форма совместной деятельности детского сада и семьи». После вступления в силу новых ФГОС стало очевидно, что родители — сегодня- это не наблюдатели, а активные деятели, и именно отсюда возникает необходимость их включения, как активного и неотъемлемого субъекта, не только в педагогическую деятельность, но и в добровольческую, которая также является неотъемлемой частью педагогического процесса. Что практически могут предложить родители в рамках волонтерской деятельности в детском саду- всевозможные акции: «Новогодняя игрушка добра», «Дарим вам своё тепло», «Любимой игрушке вторую жизнь», «Неси добро людям» и многое другое. Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения ,так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». За время реализации проекта, мы провели более 20 акций различной направленности, в том числе и благотворительных, адресно помогая детям с особыми образовательными потребностями. Наиболее наглядно индивидуализацию можно представить на примере образования детей с ОВЗ. Уникальность образовательного пространства детского сада подчеркивается наличием коррекционно-развивающего пространства. Коррекционно-развивающее пространство в нашем детском делится на диагностический сектор, коррекционно-развивающий (кабинеты специалистов: педагога-психолога и учителя логопеда, и психотерапевтический сектор, предназначенный для работы с родителями и проведения тренингов детско-родительских отношений, игровой терапии (на базе кабинетов педагога-психолога и социального педагога). Для эффективной реализации их возможностей ежегодно проводится мониторинг развития детей, создана специальная психолого-медико-педагогическая служба и консультативный пункт. Это позволяет реализовать комплексное сопровождение коррекционно-развивающего и воспитательно — образовательного процесса, осуществлять профилактику и пропедевтику нарушений развития воспитанников. Постоянно функционирует «Психологическая гостиная», где проходят тематические встречи, игровые тренинги с педагогом-психологом. Воспитательно-образовательная система в работе с детьми ОВЗ нами выстроена в Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи . Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. Индивидуализация образования в дошкольной организации проявляется так же в использовании технологии оценивания достижений ребенка в виде Портфолио. Применяется в нашем детском саду по желанию родителей в течение всего периода пребывания ребенка в учреждении. Работа с портфолио, на мой взгляд-это инвестиция в будущее. Планомерная работа по наполнению портфолио, грамотная интерпретация материалов и активное использование его в педагогическом процессе позволяет решить, как мы видим, многие задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Одна из главных задач работы с портфолио состоит в том, чтобы не только дать родителям визуальное представление о занятиях ребенка, но на этой основе познакомить их с процессом развития. Парадоксально, но факт: фотографии и тексты могут показать то, что мамы и папы видят, но чему по большей части не придают значения. Опираясь на понимание этого процесса родителями, помогаем им выработать грамотный педагогический подход к развитию ребенка. Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, именно такое, как наше. Решение этой сложной задачи на мой взгляд возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в развитии ребёнка. На основе рекомендаций для работы с воспитанниками с особыми образовательными потребностями нами разрабатываются индивидуальные программы развития с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка. Согласно ФГОС ДО обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей, законных представителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей является приоритетным направлением деятельности детского сада. Поэтому перед ДОУ возникла необходимость подойти в работе с семьями воспитанников дифференцированно с учетом типов, видов и статуса семьи. Для этого мною разработана и реализуется в детском саду Программа сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи. Цель работы детского сада по сопровождению семей, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи: Создание социально-психологических условий для содействия и сотрудничества детей и взрослых, через оптимальное взаимодействие детского сада с семьей. Задачи: -обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи; -обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей; - повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Основные условия социально-психологического сопровождения: 1.Утверждение локальных актов по организации социально-психологического сопровождения семей: - Регламент, определяющий содержание и порядок работы по организации социально-психологического сопровождения семей с детьми, признанных нуждающимися в сопровождении. -Порядок по признанию семьи нуждающейся в сопровождении. - Положение о службе сопровождения семей с детьми, признанных нуждающимися в сопровождении и социальной помощи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 29. 2. Разработка модели педагогического сопровождения семей различного типа ( 3.Разработка и реализация программы по работе с семьями риска «Трудная семья» 4.Разработка и реализация проекта по развитию одаренности у детей «Солнечные лучики» Категории семей с детьми, нуждающихся в социально-психологическом сопровождении: -воспитывающей детей-инвалидов; ‒ воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; ‒ к многодетной; ‒ малообеспеченной (с низким уровнем дохода); ‒ с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей; ‒ находящейся в социально опасном положении; - семьи проживающие тяжелый развод; ‒ переселенцев, беженцев; -усыновленные дети; - потеря родителей; -семья относящаяся к двум и более видам категории. Ежегодно категории семей с детьми, нуждающихся в социально-психологическом сопровождении изменяются. В 2018-2019 год в детском саду присутствуют следующие категории, с которыми проводится поэтапная работа. - многодетные семьи-24 - находящейся в социально опасном положении-2 - воспитывающей детей-инвалидов-1 - малообеспеченные-5 - потеря родителей-2 - с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей-10 - семья, относящаяся к двум и более видам категории-8 Сопровождения семьи • Поступления информации от специалистов о семье относящейся к определенному типу. • Сопровождение семьи осуществляется детским садом в соответствии с порядком действий специалистов первичного приема (сбор информации о семье). • Формируется карта –сопровождения на семью, отражающее полную информацию о семье и предоставленных услугах по сопровождению. • За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный воспитатель – куратор семьи, непосредственно организующий сопровождение, контролирующий предоставление услуг по сопровождению и отвечающий за конечный результат. • Воспитатель (куратор) мотивирует семью на сотрудничество, проводит первичную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах. • Список кураторов, ответственных за организацию сопровождения, утверждается приказом руководителя ДОУ. • Куратор составляет индивидуальную программу предоставления социально психологических и педагогических услуг для каждой семьи, включающую мероприятия по разрешению проблемы семьи, сроки их реализации, ответственных за исполнение мероприятий индивидуальной программы для представления ее на совещании при заведующем. • Реализация программы сопровождения определенной семьи согласно уровню сопровождения. • Корректировка при необходимости программы сопровождения. • Снятие семьи с учета, либо определение необходимости дальнейшего сопровождения семьи. • Документация по сопровождению семей риска включается в общую номенклатуру дел Учреждения Этапы работы: Первый этап- Диагностика семьи и семейного воспитания Целевая установка — выяснить: • к какому типу относиться семья; • в какой помощи нуждаются родители. Заполнение анкет каждой семьи. Второй этап . Определение семей на микрогруппы. Третий этап -Планирование работы психологической службы детского сада на основе диагностирования. 1. Информационное обеспечение социально-психологического сопровождения: - Информация на официальном сайте для семей с размещением информации о видах помощи предоставляемых семьям: • Получение компенсации • Льготы по оплате за детский сад • Оказание помощи в оформлении дополнительных услуг (кружки по пяти направлениям развития детей) • телефоны доверия • своевременное пополнения раздела : «Инклюзивное образование в ДОУ»( http://ds29mishytka.ru/) – распространение информационно-справочных материалов для семей в ходе проведения социальных акций, праздничных мероприятий, групповых проектов; – размещение доступной информации для семей на сайте ДОУ и на индивидуальных страничках педагогов ДОУ. 2. Методическое обеспечение организации социально-психологического сопровождения семей: - методическая и консультативная помощь воспитателям и специалистам по социально-психологическому сопровождению семей. Четвертый этап. Проведение психолого- педагогических мероприятий на основании диагностики. - Психологическая помощь: - коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми; -углубленная психологическая диагностика; - проведение индивидуальной (групповой) терапии, тренинги; - психологическое консультирование; - работа с социальным окружением семьи; - организация поддержки семьи, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая помощь: -повышение родительской компетентности; - родительских компетенций на курсах, лекториях, конференции для родителей ; - профессиональное обучение родителей; - проведение индивидуальных бесед с родителями; - адаптация к социальной среде и социализация детей; - организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; - содействие в организации семейного досуга. И еще одно новшество. Раннее мы практически не замечали детей с особыми видами одаренности, детей талантливых. Но на данный момент в детском саду реализуется долгосрочный проект «Солнечные лучики. Педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях ДОУ». Новизна: Построение системы работы в ДОУ с одарёнными детьми. Организация психолого-педагогического сопровождения способных и одарённых детей будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала и определили следующую стратегию работы с одаренными детьми: - Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и творчества, развивает умение работать самостоятельно. Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов воспитанников. В детском саду сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого: • Организована работа по оказанию дополнительных услуг для детей и взрослых. • Проводится индивидуальная работа с одарёнными детьми (Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала одарённого ребёнка).Сопровождение ребёнка по индивидуальному маршруту. Пополнение портфолио. • Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах различного уровня, в том числе и выездных. Реализуя проект « Солнечные лучики» стремимся: • Внедрить в образовательное пространство ДОУ альтернативные варианты обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; • Повысить профессиональные компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности; • Успешная социализация детей с высоким уровнем одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. Хотелось бы обратить внимание на раннее образование детей и оказание консультативной помощи молодым родителям. Мною разработана и реализуется в детском саду дополнительная образовательная программа для детей в группе раннего развития «Мама и малыш» по направлению «Развивающие игры» для детей не посещающих ДОУ . Цель: создать условия для успешной Адаптация детей от 1 года до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития. Задачи: • Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. • Формировать умение общаться со сверстниками и с взрослыми через совместные игры. • Создать условия для обогащения чувственного опыта детей их представления о многообразии свойств, предметов окружающего мира. • Стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного и д.р. • Развить интерес детей к совместному и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. • Познакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать умения сравнивать предметы по основным свойствам: цвету, форме, размеру. Занятия проходят в форме занимательной игры и при постоянном переключении видов деятельности. У детей воспитывается интерес к музыкально-ритмическим движениям, занятия способствуют развитию музыкального слуха, координации движений, двигательных навыков и умений. Занятия охватывают весь спектр музыкального творчества: дети увлеченно слушают «живую» музыку в исполнении педагога, учатся пению, игре на детских музыкальных инструментах, выполняют разные задания под музыку – прыгают, бегают и внезапно останавливаются, маршируют и ползают по тоннелю, преодолевают полосу препятствий. После основных занятий у детей есть возможность свободно поиграть в предметно-развивающей среде, что также приобщает ребенка к взаимодействию с другими детьми. В программу входит перспективно-тематический план, который включает разнообразные игровые занятия по лексическим темам. Одной из основных целей моей работы является создание условий для формирования устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом. Для обеспечения качества здоровьесберегающей деятельности мною разработана комплексно – целевая программа по организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ. Реализация комплексно - целевой программы осуществляется во взаимодействие с педагогами и в тесном контакте с родителями, результаты работы оцениваются системой мониторинга здоровья и физического развития воспитанников. В рамках программы разработаны: -экран здоровья на каждую возрастную группу с учётом критериев и показателей здоровья и физического развития воспитанников; - диагностические карты на каждого ребёнка; - перспективные планы «Формирование здорового образа жизни» для каждой возрастной группы; - рекомендации для воспитателя для работы с детьми с различной двигательной активностью; - рекомендации для воспитателя для работы с детьми с различными заболеваниями; - индивидуальные планы по организации оздоровительных мероприятий на каждую возрастную группу; - режим двигательной активности. Системное внедрение здоровьесберегающих технологий способствуют позитивному изменению всех сфер организма наших воспитанников: - улучшение соматических показателей; - стабилизация физического, психологического, эмоционального благополучия; - развитию способностей по жизнеобеспечению ребенка; - укреплению барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями; - снижению роста хронической патологии; - улучшению функционального состояния воспитанников. И еще одно ключевое слово, которое определяет специфику детствосберегающего образования, - «вариативность». Принцип вариативности имеет несколько ракурсов прочтения: это и создание условий для выбора детьми форм и видов деятельности, это и обеспечение возможностей проектирования индивидуального маршрута развития каждого ребенка, это и возможность каждой образовательной организации разрабатывать свою образовательную программу. Все эти ракурсы тесно взаимосвязаны между собой и имеют место быть в нашем детском саду. Чтобы реализовать принципы вариативности,мы разработали программный документ , помогающий педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС-образовательную программу МБДОУ детского сада №29. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Нами определены задачи образовательной программы ДОУ: Задачи: 1. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и эмоционально-психического развития, формированию ценностей здорового образа жизни, с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Предполагаемый результат:  Создание комфортной среды психофизического пребывания ребенка в ДОУ,  Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащенной разнообразной детской деятельности;  Обеспечение права выбора ребенком содержания, средств, форм выражения, партнеров в совместной и самостоятельной деятельности (центры развития в группах по интересам, кружки).  Разработка и реализация комплексно-целевой программы «Здоровье» по созданию здоровье сберегающего пространства, 2. Использование традиционных и инновационных программ и технологий, направленных на обновление и оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества, интеллектуального развития. Предполагаемый результат:  активизация творческих проявлений и креативности всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности (выставки, конкурсы, фестивали),  создание единого банка программ и технологий развития творческих, интеллектуальных способностей воспитанников;  разработка методических материалов регионального компонента содержания образования (малая Родина); 3. Обеспечение условий для развития профессиональных компетентностей педагогов и специалистов Предполагаемый результат:  использование вариативных форм персонифицированного повышения профессиональных компетентностей педагогов и специалистов;  создание механизма методической, информационной, профессионально-личностной и иной поддержки субъектов процесса социокультурного развития личности; 4. Создание условий для развития ДОУ как открытой системы для родителей и общественности: Предполагаемый результат:  разработка модели системы партнерского взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников и социальными партнерами в условиях нововведения;  включение педагогов и родителей в сетевое взаимодействие с педагогическим, родительским сообществом микрорайона, района, города, положительная динамика активного участия родителей в деятельности ДОУ. Отличительные особенности Программы направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Особенности структуры Программы Модель единого образовательного пространства МБДОУ детского сада № 29 представляет собой взаимосвязанные механизмы, которые необходимы для обеспечения качества реализации Программы. В первую очередь это четкое формулирование цели, направленной на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Обязательная часть реализуется через основную образовательную программу ДО в группах общеразвивающей направленности и адаптированную образовательную программу ДО в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Вариативная часть охватывает реализацию приоритетного направления развития ДОУ, сетевое взаимодействие с учреждениями ближайшего социокультурного окружения, опытно-экспериментальная и инновационная деятельность, региональный компонент. Такое гибкое комплексирование программ и технологий позволяет эффективно решать задачи всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту видах детской деятельности, приоритет отдается игре во всем ее многообразии. Законченность нашей модели единого образовательного пространства обозначена предполагаемым результатом в виде целевых ориентиров развития ребенка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования, а также с учетом индивидуальных образовательных траекторий детей с нарушениями в развитии. Далее единая цепочка моделирования единого образовательного пространства выстраивается в нашем ДОУ следующим образом: • модель организации образовательного процесса (комплексирование программ и технологий по пяти образовательным областям), • модель образовательного процесса на год (годовой план, перспективный план, долгосрочный проект, годовой календарный учебный график, сетевое взаимодействие, взаимодействие специалистов, сотрудничество с семьей), • модель образовательного процесса на месяц (тематический план, проект средней продолжительности) • модель образовательного процесса на неделю (календарный план, краткосрочный проект, учебный план, лексическая тема) модель образовательного процесса на день (сетка занятий, режим дня). Эффективную реализацию обязательной и вариативной части Программы обеспечивают созданные психолого - педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия, а также развивающая предметно - пространственная среда всего детского сада. В МБДОУ детском саду№29 широко используются традиционные формы работы с детьми, такие как непосредственно - образовательная деятельность в форме подгрупповых и индивидуальных занятий, совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах, а также создание условий для использования детьми приобретенных знаний в самостоятельной деятельности. Наряду с такими формами работы мы активно апробируем и внедряем инновационные формы, технологии реализации Программы, такие как: -технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, -технологии проектной и исследовательской деятельности, -технологии интеллектуально-творческого развития детей, -информационно-коммуникационные технологии, -технологии эффективной социализации, -технологии оценивания достижений детей(портфолио). Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми Составляющими компонентами данной педагогической технологии являются: - Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми. - Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций - Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.) Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности. Технологии проектной и исследовательской деятельности ориентированы на познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании); с опорой на развитие умений самостоятельного поиска информации. Технологии интеллектуально-творческого развития детей - это, прежде всего игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и развивающие игры Никитина. В кабинете педагога-психолога, учителя-логопеда и в каждой возрастной группе подобраны игры и пособия, направленные на обогащение сенсорного опыта ребенка, на развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики, логического мышления, такие как: наборы «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кубики логические» и развивающие игры «Игровизор», коврограф «Ларчик», сенсорные панели, тактильные панели и др. Современного ребенка старшего дошкольного возраста трудно себе представить без игры на компьютере и использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому в нашем детском саду предусмотрены и такие игровые пособия: интерактивные доски «ClassicSolutionCSIR-85ten» в кабинетах педагога-психолога и учителя-логопеда, интеактивный скалодром в физкультурном зале ,а также ноутбуки у специалистов для индивидуальной работы с детьми. Включение педагогами в непосредственно образовательную деятельность тематических презентаций, фото и видеоматериалов, развивающих компьютерных игр, упражнений на интерактивной доске обеспечивает высокую познавательную активность наших детей. Технологии успешной социализации дошкольника. Для успешной социализации ребенка важно взаимодействие трех коллективов: детей, родителей и педагогов. В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям — оказание помощи их родителям. Главные помощники детей в их успешной социализации — родители. Высокое качество взаимодействия с родителями обеспечивается сочетанием различных способов, форм и приемов сотрудничества. Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях: — общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.; — на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета; — приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями. В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения. «Современная технология эффективной социализации ребенка» общая тема, объединяющая педагогические технологии, разработанные Гришаевой Н.П.: «Клубный час», «Ситуации месяца», «Дети — волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Проблемные педагогические ситуации», «Развивающее общение», «Круги рефлексии», направленные на развитие саморегуляции (произвольности) поведения, социализации дошкольников. Вариативная часть Программы формируется педагогами, родителями МБДОУ детского сада № 29, социальными партнерами и включает следующие направления: -реализация приоритетного направления развития ДОУ; - сетевое взаимодействие с учреждениями ближайшего социокультурного окружения; - опытно-экспериментальная и инновационная деятельность; - региональный компонент. Вариативная часть Программы соответствует ФГОС и не противоречит целям и задачам образовательной программы ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. Самым лучшим достижением в работе с родителями, я считаю-это деятельность детско-родительского клуба «Солнечный дом», который является победителем областных и всероссийских конкурсов. Работу данного общественного объединения возглавляю я. Клуб, является объединением творческих и активных родителей и детей, любящих общение, развлечения, любящих заниматься разнообразными видами творчества, созданный на основе совместной деятельности для реализации общих интересов и достижения поставленных целей. Клуб « Сонечный дом» работает 5 лет . Наша деятельность заключается в организации развлекательных мероприятий для детей и родителей, организации благотворительных мероприятий - акций, ярмарок, сбор пожертвований в публичных местах, выставки-распродажи, мастер-классы для детей , проведении разнообразных конкурсов, акций, игр среди членов Клуба. Членами клуба являются: Дошкольные учреждения микрорайонов Соцгород, Молодёжный, Хотунок г. Новочеркасска (педагоги , дети ,родители) Дети и родители творческих коллективов Дворца Культуры НЭВЗ. Членами нашего Клуба может стать: Родители и дети , любящие заниматься разнообразными видами творчества - вне зависимости от его пола, возраста и места проживания. В своей работе хотелось бы обратить внимание на реализацию социального долгосрочного проекта «Социальный калейдоскоп» . Цель проекта: Проектирование и реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях социального партнёрства. Сущность проекта заключается в следующем: данная сеть, состоит из главного координатора и ресурсных центров, а также из сетевых узлов: ДОУ микрорайона, близ лежащего социума, общественных организаций. Каждый из сетевых узлов (образовательное учреждение, семья, объекты социума) взаимодействует между собой, предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения. Модель сетевого взаимодействия постоянно реформироваться; не может быть постоянной, она подвижна и зависит это от ее основной цели на данный момент. Все сетевые узлы, объединённые сетевым договором, реализовывают сетевые инновационные, социально-значимые проекты. Я являюсь организатором и куратором сетевого взаимодействия между дошкольными организациями ,семьями и объектами социума. Реализация мер и мероприятий по развитию сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного пространства позволили получить положительные результаты. Для детей:  созданы условия для самореализации и самоопределения воспитанников по средствам совершенствования открытой вариативной образовательной среды на основе реализации принципов сетевого взаимодействия. Для родителей:  созданы условия для построения продуктивного диалога с родительским сообществом с целью формирования новых представлений о качестве воспитания дошкольников. Для педагогов созданы условия:  для более полной реализации их творческого потенциала;  возможности рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта;  получения опыта участия в открытых мероприятиях, районного, городского уровня. Для администрации:  согласование государственных инициатив и социального заказа ближайшего окружения;  обеспечение открытости содержания инновационной деятельности педагогического коллектива и оценки ее результатов педагогических сообществам;  улучшение имиджа дошкольных образовательных учреждений микрорайона. Для сетевых узлов создание условий :  для расширения ресурсных возможностей до масштабов сети;  для мощного толчка к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты, пути взаимодействия;  для социального позиционирования в сфере дошкольного образования  для предоставления разнообразных ресурсов в рамках сети и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т.п.;  для включения в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями. В 2016 году наш детский сад получил статус «Казачий». Приказ №34 от 11.03.2016 года департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений РО. Мы определяем систему работы по реализации регионального компонента как достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через разные виды детской деятельности. Патриотическое воспитание – это процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Приобщение детей к национальной культуре и знакомство с родным краем идёт через реализацию долгосрочного проекта «На Дону, на Доне». Актуальность темы проекта. Важным этапом формирования личности, является привитие ребенку уважения и любви к Отчизне. Этот процесс следует начинать с детьми дошкольного возраста, он должен включать такие компоненты, как: знакомство с культурой родного края, моральными ценностями, памятниками культуры, обычаями, традициями и др. Проблема: у детей нет четкого представления о культуре его родного города, достопримечательностях и особенностях. Родители не формируют познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города. Гипотеза: Проживая в городе Новочеркасске, на территории уникальных исторических мест, родители с детьми не только мало знают о родном городе, об исторических местах города, но и не посещают их. В ходе реализации проекта дети и взрослые приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной город. Если дети начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, а взрослые отправятся вместе с детьми в выходной день в экскурсии по родному городу, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель проекта: Создать условия для развития понимания национальной культурной самобытности, духовной привязанности к своему краю, формирования начала этнографической культуры дошкольников, чувство патриотизма. Понимание, осмысливание экологических законов, по которым живет окружающий мир, поступать в соответствии с ними, не выделяя, а ощущая себя его частицей. Предполагаемый результат: Дети: -осуществляют творческую проектную деятельность вместе с взрослым коллективно, индивидуально и в подгруппе; -проявляют интерес к истории родного города; -у детей сформирована система представлений о родном городе (умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности и особенности города, умеют любоваться красотами города, природы, берегут природу и исторические памятники родного города); -используют и преобразовывают свой опыт в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д. Родители, социальные партнеры: Родители активно участвуют в реализации проекта по ознакомлению детей с родным городом: - собрали информацию об истории города, фотографии, энциклопедическую литературу; -помогли в оформление и размножении наглядно-демонстрационного материала; -участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.; -создают условия дома для нравственного воспитания и личностного развития детей; -укрепили детско-родительские отношения; -оказывают помощь в организации действенной развивающей среды ДОУ; -привлекли к участию в проекте других родственников (бабушек, дедушек и т.д.). Социальные партнеры - оказание помощи в проведении совместных Акций, мероприятий. -знакомство детей с историей Родного края (тематические экскурсии, познавательные лекции, мастер-классы) Педагоги: -реализовали вариативную часть образовательной программы ДОУ -повысили педагогическую компетентность по теме «На Дону, на Доне»; -создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города и края; -пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.; - создали условия для обмена информацией о истории и культуре родного края между педагогом и родителем, родителем и ребенком, педагогом и ребенком; -организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности. Моё личное убеждение, что чем более развивающей становится предметно-пространственная среда детского сада, тем лучше и эффективнее реализуется программы, проекты и инновационные технологии. При создании развивающего пространства в помещениях детского сада я учитываю ведущую роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Это в свою очередь обеспечило эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Созданию предметно- пространственной среды, я уделяю большое значение, так как в дошкольном возрасте тяга к открытиям, знаниям, экспериментам, как никогда сильна. Одним из принципом построения предметно-пространственной среды в группах, является эстетика пространства для детей разного возраста, создание уюта, домашней атмосферы. Я рассматриваю предметно-пространственную среду, для ребенка, как гибкую, мобильную систему, которая является носителем разнообразной информацией об окружении (предметном мире, природе ,людях). Основная идея предметно-пространственной среды - организовать пространство таким образом, чтобы пробудить у детей любопытство и любознательность. В группах детского сада созданы следующие пространства, направленные на саморазвитие ребенка младшего возраста: -пространство для сюжетно-ролевых игр; - пространство для приема пищи; - пространство для сна; -пространство отдыха и уединения; -пространство для исследования и экспериментирования; -пространство для подвижных игр; - пространство социальных отношений. Так же в группах созданы и постоянно пополняются центры для развития детей возраста: - центр детского строительства и конструирования; - центр театральных действий и музыкальных впечатлений; -центр познания и сенсорного развития; - центр эстетического воспитания (библиотека, художественное творчество); - центр познания окружающего мира. Освоение пространств детьми, позволяет им классифицировать окружающую среду и тем самым развивать свои представления о мире. Освоение пространства всегда связано с чувствами, чтобы детям было комфортно, мы избегаем излишков столов и стульев, не перегружаем группы предметами обстановки, использую ширмы, легкие перегородки, мобильную мебель, подобранную согласно росту детей. Также мы пополняем предметно-пространственную среду необходимым оборудованием для развития саморегуляции поведения и социализации детей: «шатры уединения», «коврики примирения», «кресла размышления», боксерские груши (для отражения агрессии), легко трансформируемая мебель (столы и стулья) для групп, стеллажи, ширмы, мягкие модули для строительства, конструкторы с крупными деталями. Ткань и костюмы для детей и взрослых для реализации направления проживания социальных ролей. Игрушки, игровые модули, атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр. Интерактивное оборудование: доски, многофункциональные стеновые панели в коридорах для самостоятельного использования детьми. Организуем приоритет сохранения игрового пространства (педагоги не нарушают игровую среду, созданную детьми для реализации игрового замысла; предоставляют детям возможность расширить игровое пространство за пределы игровых зон и т.п.). Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Во время Клубного часа детям доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Предметная среда группах и помещениях детского сада является функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. На территории детского сада мы убрали все ограждения между прогулочными площадками. Дети свободно передвигаются по территории детского сада, общаются и играют друг с другом. Таким образом, игра, вариативность, субъектность и индивидуализация дошкольного образования являются теми характеристиками, которые позволят выстроить модель детсвосбережения в детском саду в интересах детей. Данная модель детствосбережения в детском саду предполагает осуществление процесса дошкольного образования как системной последовательной деятельности по комплексной поддержке детства, способствующей реализации адаптационных и потенциальных возможностей каждого ребёнка, самоопределению ребенка в его психическом, физическом развитии и социализации. С результатами работы детского сада по выстраиванию модели детсвосбережения в нашем детском саду вы можете ознакомиться : На официальном сайте детского сада http://ds29mishytka.ru/ На наших страничках в социальных сетях: Группа в одноклассниках: www.ok.ru/profile/580595870268 МБДОУ детский сад №29 Мишутка. Инстаграмм:sadmishutka 29. Использованы материалы интернет -ресурса КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/detstvosberezhenie-kak-glavnyy-vektor-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-desyatiletie-detstva