Онлайн-пространство профессионального педагогического сообщества России, реализующего цели государственной политики в Десятилетие детства
Вход
Регистрация

Главная «СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Пешковская средняя школа" Убинского района Новосибирской области
_
Бащук Татьяна Александровна
Новосибирская область

В 2018 – 2019 учебном году МКОУ «Пешковская средняя школа» Убинского района Новосибирской области разработала и приступила к реализации многуровневого проекта в рамках государственной программы развития образования и поддержки школ роста - «Школа – центр идентичности». Модель реализует принципы социального партнёрства и формирует новые технологии развития не только образовательной деятельности, но и территории, способствует повышению мотивации учащихся, их воспитанию и социализации. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школе.

Цель проекта: становление школы как центра местного сообщества на основе модели расширенной деятельности «Школа – центр идентичности», создание школьной воспитательной системы, обеспечивающей формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности.

Среди приоритетных задач – формирование осознания учащимися личной причастности к судьбе школы, села, малой и большой родины; формирование способности самовыражаться и самоутверждаться, чувствовать себя гражданином и патриотом; формировать навыки уверенного поведения, умение противостоять манипулятивному воздействию.

В рамках формирования образовательного пространства школы как центра идентичности работа строится с опорой на имеющиеся природные и социальные ресурсы, накопленный опыт в данном направлении, его обобщение и систематизацию. Четыре составляющие проекта: экономика территории, новое краеведение, воспитание патриотизма и формирование образа будущего – позволяют использовать всевозможные инструменты изучения особенностей территории, понимания уникальности каждой личности и отдельной деревни.

Школа функционирует в сложных социально-экономических условиях села, в котором полностью отсутствует производство, большая часть населения пенсионного или предпенсионного возраста, а среди трудоспособного населения высок процент безработных, которые выживают за счет подсобного хозяйства и сбора ягод брусники, растущей в уникальном природном сообществе – небольшом ряму, расположенном на расстоянии 100 – 150 метров от жилых домов. Рям привлекает не только жителей села, но ягодников со всего района и даже области. Именно эта природная уникальность стала основой программы воспитания патриотизма, т. к. краеведение, в свою очередь, является огромным ресурсом в формировании идентичности.

Сбор информации по истории возникновения деревни, школы, изучение родословных легли в основу многих конкурсных работ различного уровня. Наиболее значимыми являются результаты участия в следующих конкурсах.

Х Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» - 1 место в районном этапе. 3-е место в областном;

районный этап областного конкурса «Это наш край» - первое, два вторых и два третьих места в различных номинациях;

VII Всероссийский конкурс «Моя семейная реликвия» - два призовых места в различных номинациях;

областной просветительский проект «Отец, отчество, Отечество» - победитель в номинации «Сочинение»;

конкурс «Мы – будущее России» – победитель;

региональный конкурс сочинений «Что я знаю о местном самоуправлении» - победитель.

В этом учебном году впервые проводился «Фестиваль брусники», в ходе подготовки к которому была подготовлена презентация «Рям – уникальное природное сообщество», выставка рисунков и поделок из природного материала «Её величество Брусника». Совместной работой учащихся, их мам и бабушек стало приготовление, презентация и дегустация традиционных блюд из брусники.

Удовлетворенность родительской общественности совместной деятельностью по воспитанию и развитию детей, усиление социального партнёрства между родителями и педагогами – важнейший показатель правильности выбранного пути по реализации программы комплексного развития образовательного пространства школы.

Программа «Школа – центр идентичности» заняла второе место в районном туре Всероссийского конкурса «Растим гражданина», была представлена на областном конкурсе стажировочных площадок в рамках проекта развития образования и поддержки школ роста и на Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция ресурсов в современном образовании» в г. Новосибирске.

За вклад в социально-экономическое развитие Убинского района и достижение высоких производственных показателей по итогам 2018 года коллектив образовательного учреждения был награждён почётной грамотой администрации Убинского района.